вч 3375 в Лефортово
Re: вч 3375 в Лефортово
1992-1994гг ,Пешков,Выдра-отзовитель
Тел- +79605643313
В любое время дня и ночи
Тел- +79605643313
В любое время дня и ночи
Re: вч 3375 в Лефортово
служил 2 1997 вк по осг комендант Парфёнов. командир взвода Недякин Алексей. Супер мужик .Немогу найти .Чиликин Николай Владимирович ,зам ком взвод .
-
- Всего сообщений: 2
- Зарегистрирован: 19.03.2023
Re: вч 3375 в Лефортово
Итория самой секретной воинской части ВВ МВД.
Войсковая часть 3375 ВВ МВД СССР (России) имеет долгую и славную боевую историю. Это был головной - 53-й полк (в/ч 3375), 95-й дивизии (в/ч 3272) Управления спец. частей (в/ч 3505) Внутренних Войск МВД СССР. Войсковая часть 3375 (условное наименование) была основана в сентябре 1952 г. Размещение её было определено во вновь построенном в 1951 году здании в районе Лефортово на пересечении 1-го Краснокурсантского проезда и ул. Энергетическая. Здание, по приказу Наркома НКВД СССР Л. П. Берии, начали строить весной 1941 года силами заключённых лагерь которых располагался в сквере напротив Академии Бронетанковых войск им. Сталина.
53-й полк войск НКВД ведет свою историю с 1939 г.
10 июля 1939 года приказом НКВД СССР № 00780 от 08 июля 1939 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений» на базе 7 - го батальона (Калининского) по охране железнодорожных сооружений
был сформирован в 53-й Калининский полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений .
В апреле 1940 года на основании приказа НКВД СССР №00449 от 13 апреля 1940 года «О реорганизации частей Второй дивизии войск НКВД» полк включен в состав 3-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений.
По состоянию на 01 января 1941 года, дислокация, оргштатная структура полка:
Управление – г. Великие Луки, Торопецкое шоссе, здание службы движения(1)
1 рота – ж.д. ст. Великие Луки
гарнизон Торопец
2 рота – ж.д. ст. Ржев
гарнизон Межа
гарнизон Вазуза
гарнизон ж.д.мост р. Тверца
3 рота – ж.д. ст. Старая Русса
резервная рота – ж.д. ст. Великие Луки
полковая школа МНС – ж.д. ст. Великие Луки
бронепоезд № 53 – ж.д. ст. Великие Луки (РГВА, ф. 38621, оп. 1, д. 255, лл. 146-190
1 февраля 1941 года приказом НКВД СССР № 0086 от 28 января 1941 года «О передаче зенитных частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений в ведение Наркомата обороны» во исполнения Постановления СНК СССР № 198-97 сс от 25 января 1941 года «Об организации противоздушной обороны», отдельная зенитно-пулеметная рота передана в состав Красной Армии.
По состоянию на 01 июня 1941 года, дислокация, оргштатная структура полка:
управление, штаб, часть политической пропаганды – г. Великие Луки, Торопецкое шоссе, здание службы движения
взвод связи
1 рота – ж.д. ст. Великие Луки
2 рота – ж.д. ст. Ржев
3 рота – ж.д. ст. Старая Русса
резервная рота – ж.д. ст. Великие Луки
полковая школа МНС – ж.д. ст. Великие Луки
бронепоезд № 53 – ж.д. ст. Великие Луки
автотранспортный взвод
автомашин – 9 шт.
автодрезин – 8 шт.
мотодрезин – 11 шт.
трактор – 1 шт. (РГВА, ф. 38342, оп. 1, д. 15, л. 1).
По состоянии на 22 июня 1941 года резервная рота численностью 32 военнослужащих находилась в оперативной командировки.
В период с 23 по 26 июня 1941 года с началом Великой Отечественной войны с объявлением всеобщей мобилизации в стране, согласно схемы мобилизационного развертывания войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности(мобплан НКВД СССР «МП-41») утвержденной приказом НКВД СССР №00480 от 25 апреля 1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности» на формирование 33-го отдельного резервного батальона полк выделил 99 военнослужащих, 1-я, 2-я и 3-я роты полка переформированы 1-й, 2-й и 3-й батальоны полка(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.15, л.7).
По состоянию на 01 июля 1941 года дислокация полка:
Управление – г. Великие Луки, условный номер – войсковая часть НКВД п/я №
отдельный химический взвод
отдельный взвод связи
отдельный саперный взвод
1-й батальон
Управление – ж.д. ст. Осташов, условный номер – войсковая часть НКВД п/я № 5/8
1 рота – ж.д. ст. Старая Русса
2 рота – ж.д. ст. Осташов
3 рота – ж.д. ст. Торопец
2-й батальон
Управление – ж.д. ст. Новосокольники, условный номер – войсковая часть НКВД п/я № 5/1
4 рота – ж.д. ст. Сущево
5 рота – ж.д. ст. Новосокольники
3-й батальон
Управление – ж.д. ст. Ржев – 2, условный номер – войсковая часть НКВД п/я № 53/5
6 рота – ж.д. ст. Ржев – 2
7 рота – ж.д. ст. Волокаламск
бронепоезд – бепо № 53 – ж.д. ст. Великие Луки – 2
резервная рота – ж.д. ст. Великие Луки – 2, условный номер – войсковая часть НКВД п/я № 5
На основании указания НКВД СССР № 31 от 26 июня 1941 года «Об организации охраны тыла Действующей Красной Армии» во исполнения Постановления СНК СССР №1756-762 от 25 июня 1941 года «Об охране тыла фронтов» дивизия вошла в оперативное подчинение начальнику охраны тыла Северо-Западного фронта.
В период 23 – 29 июня 1941 года призванный по мобилизации рядовой и младший начсостав запаса в количестве 1080 человек, средний и старший командноначальствующий состав запаса в количестве 118 человек зачислены в списки полка, приказы по полку № 9 от 29 июня 1941 года, № 10 от 30 июня 1941 года(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.15, л.16-17).
01 июля 1941 года полк вошёл в оперативное подчинение начальника охраны войскового тыла 22А Северо-Западного фронта.
5 рота 58-го полка войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности при отходе из места дислокации присоединилась к полку.
16 июля 1941 года приказом по полку №26 от 16 июля 1941 года на основании приказа начальника охраны тыла 22-й армии в полку сформирована истребительная группа для охраны тыла 22-й армии, управление, спецподразделения полка передислоцированы в г. Ржев.
20 июля 1941 года согласно приказа начальника войск НКВД охраны войскового тыла Северо-Западного фронта от 20 июля 1941 года 2 батальон полка переформирован в 88-й отдельный батальон войск НКВД.
22 июля 1941 года управление, спецподразделения полка передислоцированы в м. Строево.
26 июля на формирование отдельного взвода ОО НКВД 62-го стрелкового корпуса Красной Армии во исполнения приказа НКВД СССР № 00941 от 19 июля 1941 года «О сформировании частей войск НКВД при особых отделах» полк выделил 40 военнослужащих из 2 батальона, приказом по полку №146 от 02 ноября 1941 года данный личный состав исключен из списков полка.
В полку вновь сформирован 2-й батальон.
В октябре 1941 года полк перешел в прямое подчинение начальника войск НКВД охраны тыла Западного фронта.
11 октября 1941 года управление, службы полка передислоцирован в г. Истра.
15 октября 1941 года управление, службы полка передислоцированы в м. Иваново-Октябрьское.
01 ноября 1941 года 1 и 2 батальоны на основании боевого приказа по войскам НКВД охраны тыла Западного фронта №1/оп от 23 октября 1941 года, приказа по войскам НКВД по охране тыла Западного фронта №00183 от 28 октября 1941 года исключены из списков полка в связи с откомандированием на Калининский фронт(приказ по полку №145 от 01.11.1941 г.
01 ноября 1941 года полковой бронепоезд №53 на основании приказа по войскам НКВД по охране тыла Западного фронта №0176 от 05 ноября 1941 года исключен из состава полка в связи с откомандированием в состав Действующей Красной Армии, приказ по полку № 154 от 10 ноября 1941 года.
03 ноября 1941 года 3 батальон полка исключен из списков полка как пропавший без вести, приказ по полку № 147 от 03 ноября 1941 г.
22 ноября 1941 года на основании устного распоряжения начальника охраны тыла Западного фронта управление, службы полка передислоцированы на ж.д. ст. Нахабино.
29 ноября 1941 года на основании устного распоряжения начальника охраны тыла Западного фронта управление, службы полка передислоцированы в г. Москва, пос. Щукино.
24 декабря 1941 года на основании распоряжения начальника охраны тыла Западного фронта управление, службы полка передислоцированы на ж.д.ст. Нахабино(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 15, л.312).
В период 07 - 25 января 1942 года на основании приказа НКВД СССР/НКПС СССР №№ 001711/с/713/Ц от 25 декабря 1941 года во исполнения Постановления ГКО СССР № 1024-сс от 14 декабря 1941 года «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог» в состав полка включен личный состав 1-го отряда ВОХР Калининской ж.д. численностью 228 служащих.
Восстановлены 1 и 2 батальоны полка.
19 января 1942 года на основании распоряжения начальника ГУВВ НКВД СССР № 19/0015506 от 17 января 1942 года 200 военнослужащих полка откомандированы в состав вновь формируемой 8-й мотострелковой дивизии внутренних войск НКВД СССР.
21 января 1942 года на основании разрешения начальника охраны тыла Западного фронта №1579/1 от 17 января 1942 года управление, спецподразделения полка передислоцированы в г. Красногорск.
22 января 1942 года 385 военнослужащих полка на основании распоряжения начальника ГУВВ НКВД СССР № 19/0015130 от 17 января 1942 года откомандированы в состав 69-й отдельной бригады внутренних войск НКВД СССР, приказом по полку №36 от 30 января 1942 года исключены из списков полка.
Приказом НКВД СССР № 00292 от 11 февраля 1942 года «Перечень соединений и частей войск НКВД СССР по охране железных дорог» полк в составе дивизии включен в состав войск НКВД СССР по охране железных дорог.
Приказом НКВД СССР № 00293 от 11 февраля 1942 года 3-я дивизия переименована в 24-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог.
24 февраля 1942 года приказом по полку № 63 от 24 февраля 1942 года в состав 1 батальона полка зачислены 16 служащих 3-го отряда ВОХР Калининской ж.д. НКПС.
22 марта 1942 года в состав полка зачислены 206 военнослужащих прибывших из Бологовского военно-пересыльного пункта, Бежецкого военно-пересыльного пункта, Калининского военно-пересыльного пункта, 95-го запасного стрелкового полка Красной армии, приказ по полку № 93 от 22 марта 1942 года.
27 марта 1942 года в состав полка зачислены 540 военнослужащих прибывших из военно-пересыльных пунктов, приказ по полку № 98 от 27 марта 1942 года.
29 марта 1942 года на основании телефонограммы командира дивизии от 28 марта 1942 года 200 военнослужащих полка откомандированы в состав 73-го полка, приказ по полку № 115 от 06 апреля 1942 года.
01 апреля 1942 года 3 батальон полка переформирован по штату №028.
01-02 апреля 1942 года на основании телефонограммы начальника штаба дивизии №46 от 28 марта 1942 года 112 военнослужащих полка откомандированы в состав 73-го полка, приказ по полку № 115 от 06 апреля 1942 года.
06 апреля 1942 года в состав полка зачислены прибывшие из пересыльных пунктов, райвоенкоматов 209 военнослужащих, приказ по полку № 115 от 06 апреля 1942 года.
В апреле 1942 года сформирован 2 батальон полка.
Управление – г. Красногорск
взвод связи
саперный взвод
автотранспортный взвод
химический взвод
резервная рота
1 батальон
Управление – ж.д.ст. Бологое 2
1 рота – ж.д.ст. Медведево
3 рота – ж.д.ст. Бологое 2
2 батальон
Управление
4 рота – ж.д.ст. Торжок, ж.д.ст. Соблаго
5 рота – ж.д.ст. Великие Луки
6 рота – ж.д.ст. Новосокольники
3 батальон
Управление – ж.д.ст. Москва - Ржевская
7 рота – ж.д.ст. Москва – Ржевская – Товарная. Ж.д.ст. Подмосковная
9 рота – ж.д.ст. Ржев - Белорусский
В период 15 апреля – 08 мая 1942 года личный состав 4-й, 5-й роты вновь сформированного 2 батальона полка проходил первый период обучения.
15 мая 1942 года личный состав 4 роты прошедший первоначальный курс обучения направлен для несения службы на участок ж.д. Торжок-Соблаго, 100 военнослужащих 5 роты прошедший первоначальный курс обучения откомандированы в состав 1 батальона, 99 военнослужащих 5 роты не прошедшие первоначальный курс обучения откомандированы в состав 6 роты для дальнейшего обучения.
26 мая 1942 года приказом по полку № 193 от 26 мая 1942 года в состав полка зачислены 597 военнообязанных запаса, призванные на службу райвоенкоматами и городским военкоматом г. Москва, прибывшие в полк в период 22-26 мая 1942 года.
31 мая 1942 года приказом по полку № 202 от 31 мая 1942 года в состав полка зачислены 164 военнообязанных запаса, призванные на службу райвоенкоматами и городским военкоматом г. Москва, прибывшие в полк в период 27-31 мая 1942 года.
01 июня 1942 года 320 военнослужащих полка переданы в состав 79-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог, приказ по полку №203 от 01 июня 1942 года.
26 июня 1942 года в состав полка зачислены 300 военнослужащих прибывших из 73-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог, приказ по полку №250 от 28 июня 1942 года.
29 июня 1942 года на основании распоряжения штаба дивизии № 4/01715 от 19 июня 1942 года 369 военнослужащих полка откомандированы в состав 308-го стрелкового полка внутренних войск НКВД СССР.
02, 04 июля 1942 года на основании распоряжения начальника войск НКВД СССР №23/0016701 от 19 июня 1942 года, 5 военнослужащих полка откомандированы в состав отдельной мотострелковой бригады войск НКВД СССР.
04 июля 1942 года на основании распоряжения штаба дивизии №4/01715 от 19 июня 1942 года 146 военнослужащих полка откомандированы в распоряжение начальника войск НКВД по охране тыла Волховского фронта.
05 июля 1942 года на основании распоряжения штаба дивизии №4/01715 от 19 июня 1942 года 273 военнослужащих полка откомандированы в распоряжение начальника войск НКВД по охране тыла Юго-Западного фронта.
01 августа 1942 года на основании устного распоряжения 24-й дивизии войск НКВД от 28 июля 1942 года 506 военнослужащих полка откомандированы в состав 21-й гв. стрелковой дивизии Красной Армии, приказ по полку № 316 от 02 августа 1942 года.
06 декабря 1942 года 240 военнослужащих полка переданы в состав 79-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог, приказ по 79-му полку №435 от 08 декабря 1942 года.
1943 год. Дислокация, оргштатная структура полка:
Управление – г. Красногорск
1 батальон – г. Бологое
3 рота – ж.д. ст. Осташков
2 батальон – ж.д.ст. Селижарово
3 батальон
В июле 1943 года управление, штаб, политчасть, службы, спецподразделения полка передислоцированы в г. Торжок.
В ноябре 1943 года на основании приказа НКВД СССР №001711 от 05 ноября 1943 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железных дорог» полк принял под охрану Калининскую ж.д.
В июне 1945 года на основании приказа НКВД СССР №00593 от 30 мая 1945 года полк включен в состав 31-й стрелковый дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог.
04 октября 1945 года на основании распоряжения командира 31-й дивизии №4/002803 от 24 сентября 1945 года, №4/002805 от 24 сентября 1945 года 32 военнослужащих полка откомандированы в состав оперативного батальона 214-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог, приказ по полку №410 от 05 октября 1945 года.
В апреле 1946 года управление, штаб, политчасть, службы, спецподразделения полка передислоцированы в г. Ржев.
18 июля 1947 года приказом по полку №005 от 18 июля 1947 года во исполнения приказа МВД СССР № 00489 от 25 мая 1946 года, Постановления Совета Министров СССР № 831-341сс от 13 апреля 1946 года «О демобилизации второй очереди и сокращении численности войск МВД СССР» объявлено о расформировании управления, штаба, служб полка, личный состав полка обращен на формирование 3 батальона 51-го стрелкового полка войск МВД СССР по охране железных дорог. Осенью 1947 года 53-й полк войск МВД СССР был расформирован. В сентябре 1952 года сформирован вновь под тем же самым номером - 53-й полк в составе 5 -го отдела спец частей войск МВД СССР. Задача - охрана важных ядерных промышленных, научных и испытательных объектов. Полк и его деятельность была засекречена. Но это уже немного другая история.
28.11.68 в Москве из 5-го отдела была сформирована 95 дивизия (в/ч 3272) ВВ МВД СССР.
Боевая, оперативно-служебная деятельность полка во время Великой отечественной войны:
Полк выполнял задачу по охране железнодорожных сооружений Калининской ж.д.
С 17 сентября по 12 октября 1939 года в период Освободительного похода Красной Армии в Западную Украину и Западную Украину, во исполнения Постановления Комитета Обороны СССР № 338сс от 17 сентября 1939 года полк переведен на положение военного времени "для обеспечения бесперебойной работы железных дорог", полковая школа МНС на основании приказа НКВД СССР № 001064 от 08 сентября 1939 года «Об оперативных мероприятиях в связи с проводимыми учебными сборами» в составе оперативного батальона Управления ПВ НКВД Белорусского округа приняла участие в Освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию
В ноябре 1939 года более 400 военнослужащих полка посланы в оперативную командировку для несения службы в полосе 52-го полка войск НКВД. Отдельные подразделения полка: мотобронерота № 53, резервная рота, зенитно-пулеметная рота приняли участие в Советско-Финляндской войне(30.11.1939-13.03.1940)
В период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. полк по месту дислокации выполнял следующие задачи:
а)охрана Калининской ж.д.;
б)охрана войскового тыла Западного, Брянского, Калининского, 1-го Прибалтийского, 2-го Прибалтийского фронтов;
в)участие в борьбе с разведывательно-диверсионными группами противника, с уголовным бандитизмом
д)создание диверсионных групп для действий в тылу противника
23 июня 1941 года с началом Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., полк на Калининской ж.д. дополнительно принял под охрану 85 объектов.
С 26 июня 1941 года по 15 января 1942 года полк входил в состав Действующей Красной Армии, в первый период войны принимал участие в оборонительных боях.
В период 11 – 29 октября 1941 года резервная рота полка охраняла командный пункт командующего Калининского фронта генерал-полковника Конева.
Приказом по войскам Западного фронта №0312 от 24 ноября 1941 года от имени Президиума Верховного Совета СССР 16 военнослужащих полка награждены правительственными наградами в т.ч.:
орденом «Красного Знамени» – 3 военнослужащих
орденом «Красной Звезды» – 9 военнослужащих
медалью «За отвагу» – 3 военнослужащих
медалью «За боевые заслуги» – 1 военнослужащий(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 15, л.283).
Приказом по войскам охраны тыла Западного фронта № 404 от 20 декабря 1941 года за образцовое выполнение заданий командования, в честь 24-й годовщины органов ВЧК – НКВД командир, военный комиссар полка награждены именными часами.
Приказом по войскам Брянского фронта №6 от 29 декабря 1941 года от имени Президиума Верховного Совета СССР 2 военнослужащих полка награждены орденом «Красной Звезды».
Результаты боевой, оперативно-служебной деятельности полка:
С 01 июля 1941 года по 01 января 1942 года 3 батальон полка задержал:
Шпионов – 5
заключенных совершивших побег из мест лишения свободы – 8
дезертиров из Красной Армии – 216
мародеров – 6
подозрительных граждан – 11,
контрреволюционного элемента – 4,
военнослужащих потерявших свои части – 6144, вместе с задержанными возвращено в частям Красной Армии:
винтовок – 4780
револьверов – 137
ручных пулеметов – 34
станковых пулеметов – 28
пушек – 2
минометов – 2
автомашин – 66
лошадей – 275
повозок – 57
на местах боев собрано вооружения и снаряжения отечественного производства:
винтовок – 186
револьверов – 4
автоматов – 2
ручных пулеметов – 3
коробок к ним – 17
магазинов к ним - 52
станковых пулеметов – 3
коробок к ним – 7
лент к ним – 32
патронов винтовочных – 32000
мины разные – 3500
артснаряды – 122
вооружения и снаряжения зарубежного производства:
винтовок – 76
револьверов – 14
автоматов – 3
ручных пулеметов – 3
коробок к ним – 36
станковых пулеметов – 2
минометов – 3
патронов винтовочных – 718000
патронов пистолетных – 30000
патронов крупнокалиберных – 12000
мины разные – 3500
артснаряды – 6500
В апреле 1943 года команда снайперов в составе 48 военнослужащих в полосе 1190-го стрелкового полка и 1192-го полка 357-й стрелковой дивизии Красной Армии в районе Ново-Сокольники вывела из строя 531 гитлеровцев, 17 снайперов представлены к награждению правительственным наградам.
С 09 – 31 августа 1943 года команда снайперов в количестве 52 военнослужащих в полосе 1188-го стрелкового полка и 1192-го полка 357-й стрелковой дивизии Красной Армии вывела из строя 661 гитлеровцев, 17 снайперов награждены медалью «За отвагу».
По состоянию 01 октября 1943 года 51 снайперов награждены государственными наградами СССР(РГВА ф.38342 оп.1, д.38 л.51).
В 1943 году 2 батальон полка задержал 8 агентов гитлеровской разведки(РГВА ф.38.
В октябре 1943 года снайперская команда полка проходила практическую стажировку в полосе 357-й стрелковой дивизии Красной Армии.
Примеры боевой, оперативно-служебной деятельности полка:
30 июня 1941 года гарнизон ж.д. ст. Великие Луки спас от уничтожения загоревшиеся в результате бомбардировки авиации противника 2 эшелона со снарядами, 1 эшелон с ГСМ, 1 эшелон с продовольствием, 1 эшелон с автомашинами, 1 эшелон с обмундированием, 4 платформы с авиамоторами, 5 платформ с самолётами.
08 июля 1941 года истребительная группа полка в районе ж.д.ст. Мартисово ликвидировала диверсионную группу противника, уничтожила 5 и взяла в плен 1 парашютистов.
10 июля 1941 года экипаж мотоброневагона бронепоезда № 53 находясь в окружении в р-не ж.д.ст. Дретунь обстрелял танковую часть, на аэродроме приземлившиеся самолеты противника, в результате обстрела уничтожил 7 танков и 4 самолета, с зенитной установки мотоброневагона сбил 2 самолета, израсходовав весь боезапас личный состав взорвал и сжег мотоброневагон.
09 сентября 1941 года гарнизон ж.д. моста р. Полометь – 405 км отбил атаку прорвавшегося противника на ж.д.мост.
С 16 по 18 октября до 14.00 часов 1941 года резервная рота полка в р-не дер. Янов охранявшая командный пункт командующего Калининского фронта генерал-полковника Конева отражала нападение противника на КП командующего.
31 марта 1942 года гарнизон «Допша» 1 батальона задержал экипаж немецкого транспортного самолета совершившего вынужденную посадку.
03 мая 1942 года военнослужащие гарнизона Медведево Калининской ж.д. задержали вооруженную уголовную группу численностью 16 человек, совершавших хищения грузов из вагонов под видом вооруженного караула по охране вагонов.
17 октября 1942 года гарнизон 3 роты в р-не ж.д.станции Фирово Калининской ж.д. задержал 8 диверсантов.
30 октября, 05 ноября 1942 года 5 рота полка задержала 7 диверсантов, при задержании изъяла 100 кг толу, 6 пистолетов, 2 револьвера, 100000 рублей, приказом по войскам НКВД по охране железных дорог от 24.11.1942 «О поощрении военнослужащих 53 полка за поимку парашютистов – диверсантов» 4 военнослужащим роты объявлена «Благодарность».
23 апреля 1943 года гарнизон ж.д.моста р. Грустенка задержал агента немецкой разведки.
09 июня 1943 года гарнизон ж.д.моста р. Жукона задержал агента немецкой разведки.
18 февраля 1944 года гарнизон по охране водокачки на ж.д.ст. Фирово (50 км Калининской ж.д.) 3 роты сбил 1 немецкий самолет.
Архив 53-го полка в военное время – в РГВА: ф. 38342.
Войсковая часть 3375 ВВ МВД СССР (России) имеет долгую и славную боевую историю. Это был головной - 53-й полк (в/ч 3375), 95-й дивизии (в/ч 3272) Управления спец. частей (в/ч 3505) Внутренних Войск МВД СССР. Войсковая часть 3375 (условное наименование) была основана в сентябре 1952 г. Размещение её было определено во вновь построенном в 1951 году здании в районе Лефортово на пересечении 1-го Краснокурсантского проезда и ул. Энергетическая. Здание, по приказу Наркома НКВД СССР Л. П. Берии, начали строить весной 1941 года силами заключённых лагерь которых располагался в сквере напротив Академии Бронетанковых войск им. Сталина.
53-й полк войск НКВД ведет свою историю с 1939 г.
10 июля 1939 года приказом НКВД СССР № 00780 от 08 июля 1939 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений» на базе 7 - го батальона (Калининского) по охране железнодорожных сооружений
был сформирован в 53-й Калининский полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений .
В апреле 1940 года на основании приказа НКВД СССР №00449 от 13 апреля 1940 года «О реорганизации частей Второй дивизии войск НКВД» полк включен в состав 3-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений.
По состоянию на 01 января 1941 года, дислокация, оргштатная структура полка:
Управление – г. Великие Луки, Торопецкое шоссе, здание службы движения(1)
1 рота – ж.д. ст. Великие Луки
гарнизон Торопец
2 рота – ж.д. ст. Ржев
гарнизон Межа
гарнизон Вазуза
гарнизон ж.д.мост р. Тверца
3 рота – ж.д. ст. Старая Русса
резервная рота – ж.д. ст. Великие Луки
полковая школа МНС – ж.д. ст. Великие Луки
бронепоезд № 53 – ж.д. ст. Великие Луки (РГВА, ф. 38621, оп. 1, д. 255, лл. 146-190
1 февраля 1941 года приказом НКВД СССР № 0086 от 28 января 1941 года «О передаче зенитных частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений в ведение Наркомата обороны» во исполнения Постановления СНК СССР № 198-97 сс от 25 января 1941 года «Об организации противоздушной обороны», отдельная зенитно-пулеметная рота передана в состав Красной Армии.
По состоянию на 01 июня 1941 года, дислокация, оргштатная структура полка:
управление, штаб, часть политической пропаганды – г. Великие Луки, Торопецкое шоссе, здание службы движения
взвод связи
1 рота – ж.д. ст. Великие Луки
2 рота – ж.д. ст. Ржев
3 рота – ж.д. ст. Старая Русса
резервная рота – ж.д. ст. Великие Луки
полковая школа МНС – ж.д. ст. Великие Луки
бронепоезд № 53 – ж.д. ст. Великие Луки
автотранспортный взвод
автомашин – 9 шт.
автодрезин – 8 шт.
мотодрезин – 11 шт.
трактор – 1 шт. (РГВА, ф. 38342, оп. 1, д. 15, л. 1).
По состоянии на 22 июня 1941 года резервная рота численностью 32 военнослужащих находилась в оперативной командировки.
В период с 23 по 26 июня 1941 года с началом Великой Отечественной войны с объявлением всеобщей мобилизации в стране, согласно схемы мобилизационного развертывания войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности(мобплан НКВД СССР «МП-41») утвержденной приказом НКВД СССР №00480 от 25 апреля 1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности» на формирование 33-го отдельного резервного батальона полк выделил 99 военнослужащих, 1-я, 2-я и 3-я роты полка переформированы 1-й, 2-й и 3-й батальоны полка(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.15, л.7).
По состоянию на 01 июля 1941 года дислокация полка:
Управление – г. Великие Луки, условный номер – войсковая часть НКВД п/я №
отдельный химический взвод
отдельный взвод связи
отдельный саперный взвод
1-й батальон
Управление – ж.д. ст. Осташов, условный номер – войсковая часть НКВД п/я № 5/8
1 рота – ж.д. ст. Старая Русса
2 рота – ж.д. ст. Осташов
3 рота – ж.д. ст. Торопец
2-й батальон
Управление – ж.д. ст. Новосокольники, условный номер – войсковая часть НКВД п/я № 5/1
4 рота – ж.д. ст. Сущево
5 рота – ж.д. ст. Новосокольники
3-й батальон
Управление – ж.д. ст. Ржев – 2, условный номер – войсковая часть НКВД п/я № 53/5
6 рота – ж.д. ст. Ржев – 2
7 рота – ж.д. ст. Волокаламск
бронепоезд – бепо № 53 – ж.д. ст. Великие Луки – 2
резервная рота – ж.д. ст. Великие Луки – 2, условный номер – войсковая часть НКВД п/я № 5
На основании указания НКВД СССР № 31 от 26 июня 1941 года «Об организации охраны тыла Действующей Красной Армии» во исполнения Постановления СНК СССР №1756-762 от 25 июня 1941 года «Об охране тыла фронтов» дивизия вошла в оперативное подчинение начальнику охраны тыла Северо-Западного фронта.
В период 23 – 29 июня 1941 года призванный по мобилизации рядовой и младший начсостав запаса в количестве 1080 человек, средний и старший командноначальствующий состав запаса в количестве 118 человек зачислены в списки полка, приказы по полку № 9 от 29 июня 1941 года, № 10 от 30 июня 1941 года(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.15, л.16-17).
01 июля 1941 года полк вошёл в оперативное подчинение начальника охраны войскового тыла 22А Северо-Западного фронта.
5 рота 58-го полка войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности при отходе из места дислокации присоединилась к полку.
16 июля 1941 года приказом по полку №26 от 16 июля 1941 года на основании приказа начальника охраны тыла 22-й армии в полку сформирована истребительная группа для охраны тыла 22-й армии, управление, спецподразделения полка передислоцированы в г. Ржев.
20 июля 1941 года согласно приказа начальника войск НКВД охраны войскового тыла Северо-Западного фронта от 20 июля 1941 года 2 батальон полка переформирован в 88-й отдельный батальон войск НКВД.
22 июля 1941 года управление, спецподразделения полка передислоцированы в м. Строево.
26 июля на формирование отдельного взвода ОО НКВД 62-го стрелкового корпуса Красной Армии во исполнения приказа НКВД СССР № 00941 от 19 июля 1941 года «О сформировании частей войск НКВД при особых отделах» полк выделил 40 военнослужащих из 2 батальона, приказом по полку №146 от 02 ноября 1941 года данный личный состав исключен из списков полка.
В полку вновь сформирован 2-й батальон.
В октябре 1941 года полк перешел в прямое подчинение начальника войск НКВД охраны тыла Западного фронта.
11 октября 1941 года управление, службы полка передислоцирован в г. Истра.
15 октября 1941 года управление, службы полка передислоцированы в м. Иваново-Октябрьское.
01 ноября 1941 года 1 и 2 батальоны на основании боевого приказа по войскам НКВД охраны тыла Западного фронта №1/оп от 23 октября 1941 года, приказа по войскам НКВД по охране тыла Западного фронта №00183 от 28 октября 1941 года исключены из списков полка в связи с откомандированием на Калининский фронт(приказ по полку №145 от 01.11.1941 г.
01 ноября 1941 года полковой бронепоезд №53 на основании приказа по войскам НКВД по охране тыла Западного фронта №0176 от 05 ноября 1941 года исключен из состава полка в связи с откомандированием в состав Действующей Красной Армии, приказ по полку № 154 от 10 ноября 1941 года.
03 ноября 1941 года 3 батальон полка исключен из списков полка как пропавший без вести, приказ по полку № 147 от 03 ноября 1941 г.
22 ноября 1941 года на основании устного распоряжения начальника охраны тыла Западного фронта управление, службы полка передислоцированы на ж.д. ст. Нахабино.
29 ноября 1941 года на основании устного распоряжения начальника охраны тыла Западного фронта управление, службы полка передислоцированы в г. Москва, пос. Щукино.
24 декабря 1941 года на основании распоряжения начальника охраны тыла Западного фронта управление, службы полка передислоцированы на ж.д.ст. Нахабино(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 15, л.312).
В период 07 - 25 января 1942 года на основании приказа НКВД СССР/НКПС СССР №№ 001711/с/713/Ц от 25 декабря 1941 года во исполнения Постановления ГКО СССР № 1024-сс от 14 декабря 1941 года «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог» в состав полка включен личный состав 1-го отряда ВОХР Калининской ж.д. численностью 228 служащих.
Восстановлены 1 и 2 батальоны полка.
19 января 1942 года на основании распоряжения начальника ГУВВ НКВД СССР № 19/0015506 от 17 января 1942 года 200 военнослужащих полка откомандированы в состав вновь формируемой 8-й мотострелковой дивизии внутренних войск НКВД СССР.
21 января 1942 года на основании разрешения начальника охраны тыла Западного фронта №1579/1 от 17 января 1942 года управление, спецподразделения полка передислоцированы в г. Красногорск.
22 января 1942 года 385 военнослужащих полка на основании распоряжения начальника ГУВВ НКВД СССР № 19/0015130 от 17 января 1942 года откомандированы в состав 69-й отдельной бригады внутренних войск НКВД СССР, приказом по полку №36 от 30 января 1942 года исключены из списков полка.
Приказом НКВД СССР № 00292 от 11 февраля 1942 года «Перечень соединений и частей войск НКВД СССР по охране железных дорог» полк в составе дивизии включен в состав войск НКВД СССР по охране железных дорог.
Приказом НКВД СССР № 00293 от 11 февраля 1942 года 3-я дивизия переименована в 24-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог.
24 февраля 1942 года приказом по полку № 63 от 24 февраля 1942 года в состав 1 батальона полка зачислены 16 служащих 3-го отряда ВОХР Калининской ж.д. НКПС.
22 марта 1942 года в состав полка зачислены 206 военнослужащих прибывших из Бологовского военно-пересыльного пункта, Бежецкого военно-пересыльного пункта, Калининского военно-пересыльного пункта, 95-го запасного стрелкового полка Красной армии, приказ по полку № 93 от 22 марта 1942 года.
27 марта 1942 года в состав полка зачислены 540 военнослужащих прибывших из военно-пересыльных пунктов, приказ по полку № 98 от 27 марта 1942 года.
29 марта 1942 года на основании телефонограммы командира дивизии от 28 марта 1942 года 200 военнослужащих полка откомандированы в состав 73-го полка, приказ по полку № 115 от 06 апреля 1942 года.
01 апреля 1942 года 3 батальон полка переформирован по штату №028.
01-02 апреля 1942 года на основании телефонограммы начальника штаба дивизии №46 от 28 марта 1942 года 112 военнослужащих полка откомандированы в состав 73-го полка, приказ по полку № 115 от 06 апреля 1942 года.
06 апреля 1942 года в состав полка зачислены прибывшие из пересыльных пунктов, райвоенкоматов 209 военнослужащих, приказ по полку № 115 от 06 апреля 1942 года.
В апреле 1942 года сформирован 2 батальон полка.
Управление – г. Красногорск
взвод связи
саперный взвод
автотранспортный взвод
химический взвод
резервная рота
1 батальон
Управление – ж.д.ст. Бологое 2
1 рота – ж.д.ст. Медведево
3 рота – ж.д.ст. Бологое 2
2 батальон
Управление
4 рота – ж.д.ст. Торжок, ж.д.ст. Соблаго
5 рота – ж.д.ст. Великие Луки
6 рота – ж.д.ст. Новосокольники
3 батальон
Управление – ж.д.ст. Москва - Ржевская
7 рота – ж.д.ст. Москва – Ржевская – Товарная. Ж.д.ст. Подмосковная
9 рота – ж.д.ст. Ржев - Белорусский
В период 15 апреля – 08 мая 1942 года личный состав 4-й, 5-й роты вновь сформированного 2 батальона полка проходил первый период обучения.
15 мая 1942 года личный состав 4 роты прошедший первоначальный курс обучения направлен для несения службы на участок ж.д. Торжок-Соблаго, 100 военнослужащих 5 роты прошедший первоначальный курс обучения откомандированы в состав 1 батальона, 99 военнослужащих 5 роты не прошедшие первоначальный курс обучения откомандированы в состав 6 роты для дальнейшего обучения.
26 мая 1942 года приказом по полку № 193 от 26 мая 1942 года в состав полка зачислены 597 военнообязанных запаса, призванные на службу райвоенкоматами и городским военкоматом г. Москва, прибывшие в полк в период 22-26 мая 1942 года.
31 мая 1942 года приказом по полку № 202 от 31 мая 1942 года в состав полка зачислены 164 военнообязанных запаса, призванные на службу райвоенкоматами и городским военкоматом г. Москва, прибывшие в полк в период 27-31 мая 1942 года.
01 июня 1942 года 320 военнослужащих полка переданы в состав 79-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог, приказ по полку №203 от 01 июня 1942 года.
26 июня 1942 года в состав полка зачислены 300 военнослужащих прибывших из 73-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог, приказ по полку №250 от 28 июня 1942 года.
29 июня 1942 года на основании распоряжения штаба дивизии № 4/01715 от 19 июня 1942 года 369 военнослужащих полка откомандированы в состав 308-го стрелкового полка внутренних войск НКВД СССР.
02, 04 июля 1942 года на основании распоряжения начальника войск НКВД СССР №23/0016701 от 19 июня 1942 года, 5 военнослужащих полка откомандированы в состав отдельной мотострелковой бригады войск НКВД СССР.
04 июля 1942 года на основании распоряжения штаба дивизии №4/01715 от 19 июня 1942 года 146 военнослужащих полка откомандированы в распоряжение начальника войск НКВД по охране тыла Волховского фронта.
05 июля 1942 года на основании распоряжения штаба дивизии №4/01715 от 19 июня 1942 года 273 военнослужащих полка откомандированы в распоряжение начальника войск НКВД по охране тыла Юго-Западного фронта.
01 августа 1942 года на основании устного распоряжения 24-й дивизии войск НКВД от 28 июля 1942 года 506 военнослужащих полка откомандированы в состав 21-й гв. стрелковой дивизии Красной Армии, приказ по полку № 316 от 02 августа 1942 года.
06 декабря 1942 года 240 военнослужащих полка переданы в состав 79-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог, приказ по 79-му полку №435 от 08 декабря 1942 года.
1943 год. Дислокация, оргштатная структура полка:
Управление – г. Красногорск
1 батальон – г. Бологое
3 рота – ж.д. ст. Осташков
2 батальон – ж.д.ст. Селижарово
3 батальон
В июле 1943 года управление, штаб, политчасть, службы, спецподразделения полка передислоцированы в г. Торжок.
В ноябре 1943 года на основании приказа НКВД СССР №001711 от 05 ноября 1943 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железных дорог» полк принял под охрану Калининскую ж.д.
В июне 1945 года на основании приказа НКВД СССР №00593 от 30 мая 1945 года полк включен в состав 31-й стрелковый дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог.
04 октября 1945 года на основании распоряжения командира 31-й дивизии №4/002803 от 24 сентября 1945 года, №4/002805 от 24 сентября 1945 года 32 военнослужащих полка откомандированы в состав оперативного батальона 214-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог, приказ по полку №410 от 05 октября 1945 года.
В апреле 1946 года управление, штаб, политчасть, службы, спецподразделения полка передислоцированы в г. Ржев.
18 июля 1947 года приказом по полку №005 от 18 июля 1947 года во исполнения приказа МВД СССР № 00489 от 25 мая 1946 года, Постановления Совета Министров СССР № 831-341сс от 13 апреля 1946 года «О демобилизации второй очереди и сокращении численности войск МВД СССР» объявлено о расформировании управления, штаба, служб полка, личный состав полка обращен на формирование 3 батальона 51-го стрелкового полка войск МВД СССР по охране железных дорог. Осенью 1947 года 53-й полк войск МВД СССР был расформирован. В сентябре 1952 года сформирован вновь под тем же самым номером - 53-й полк в составе 5 -го отдела спец частей войск МВД СССР. Задача - охрана важных ядерных промышленных, научных и испытательных объектов. Полк и его деятельность была засекречена. Но это уже немного другая история.
28.11.68 в Москве из 5-го отдела была сформирована 95 дивизия (в/ч 3272) ВВ МВД СССР.
Боевая, оперативно-служебная деятельность полка во время Великой отечественной войны:
Полк выполнял задачу по охране железнодорожных сооружений Калининской ж.д.
С 17 сентября по 12 октября 1939 года в период Освободительного похода Красной Армии в Западную Украину и Западную Украину, во исполнения Постановления Комитета Обороны СССР № 338сс от 17 сентября 1939 года полк переведен на положение военного времени "для обеспечения бесперебойной работы железных дорог", полковая школа МНС на основании приказа НКВД СССР № 001064 от 08 сентября 1939 года «Об оперативных мероприятиях в связи с проводимыми учебными сборами» в составе оперативного батальона Управления ПВ НКВД Белорусского округа приняла участие в Освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию
В ноябре 1939 года более 400 военнослужащих полка посланы в оперативную командировку для несения службы в полосе 52-го полка войск НКВД. Отдельные подразделения полка: мотобронерота № 53, резервная рота, зенитно-пулеметная рота приняли участие в Советско-Финляндской войне(30.11.1939-13.03.1940)
В период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. полк по месту дислокации выполнял следующие задачи:
а)охрана Калининской ж.д.;
б)охрана войскового тыла Западного, Брянского, Калининского, 1-го Прибалтийского, 2-го Прибалтийского фронтов;
в)участие в борьбе с разведывательно-диверсионными группами противника, с уголовным бандитизмом
д)создание диверсионных групп для действий в тылу противника
23 июня 1941 года с началом Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., полк на Калининской ж.д. дополнительно принял под охрану 85 объектов.
С 26 июня 1941 года по 15 января 1942 года полк входил в состав Действующей Красной Армии, в первый период войны принимал участие в оборонительных боях.
В период 11 – 29 октября 1941 года резервная рота полка охраняла командный пункт командующего Калининского фронта генерал-полковника Конева.
Приказом по войскам Западного фронта №0312 от 24 ноября 1941 года от имени Президиума Верховного Совета СССР 16 военнослужащих полка награждены правительственными наградами в т.ч.:
орденом «Красного Знамени» – 3 военнослужащих
орденом «Красной Звезды» – 9 военнослужащих
медалью «За отвагу» – 3 военнослужащих
медалью «За боевые заслуги» – 1 военнослужащий(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 15, л.283).
Приказом по войскам охраны тыла Западного фронта № 404 от 20 декабря 1941 года за образцовое выполнение заданий командования, в честь 24-й годовщины органов ВЧК – НКВД командир, военный комиссар полка награждены именными часами.
Приказом по войскам Брянского фронта №6 от 29 декабря 1941 года от имени Президиума Верховного Совета СССР 2 военнослужащих полка награждены орденом «Красной Звезды».
Результаты боевой, оперативно-служебной деятельности полка:
С 01 июля 1941 года по 01 января 1942 года 3 батальон полка задержал:
Шпионов – 5
заключенных совершивших побег из мест лишения свободы – 8
дезертиров из Красной Армии – 216
мародеров – 6
подозрительных граждан – 11,
контрреволюционного элемента – 4,
военнослужащих потерявших свои части – 6144, вместе с задержанными возвращено в частям Красной Армии:
винтовок – 4780
револьверов – 137
ручных пулеметов – 34
станковых пулеметов – 28
пушек – 2
минометов – 2
автомашин – 66
лошадей – 275
повозок – 57
на местах боев собрано вооружения и снаряжения отечественного производства:
винтовок – 186
револьверов – 4
автоматов – 2
ручных пулеметов – 3
коробок к ним – 17
магазинов к ним - 52
станковых пулеметов – 3
коробок к ним – 7
лент к ним – 32
патронов винтовочных – 32000
мины разные – 3500
артснаряды – 122
вооружения и снаряжения зарубежного производства:
винтовок – 76
револьверов – 14
автоматов – 3
ручных пулеметов – 3
коробок к ним – 36
станковых пулеметов – 2
минометов – 3
патронов винтовочных – 718000
патронов пистолетных – 30000
патронов крупнокалиберных – 12000
мины разные – 3500
артснаряды – 6500
В апреле 1943 года команда снайперов в составе 48 военнослужащих в полосе 1190-го стрелкового полка и 1192-го полка 357-й стрелковой дивизии Красной Армии в районе Ново-Сокольники вывела из строя 531 гитлеровцев, 17 снайперов представлены к награждению правительственным наградам.
С 09 – 31 августа 1943 года команда снайперов в количестве 52 военнослужащих в полосе 1188-го стрелкового полка и 1192-го полка 357-й стрелковой дивизии Красной Армии вывела из строя 661 гитлеровцев, 17 снайперов награждены медалью «За отвагу».
По состоянию 01 октября 1943 года 51 снайперов награждены государственными наградами СССР(РГВА ф.38342 оп.1, д.38 л.51).
В 1943 году 2 батальон полка задержал 8 агентов гитлеровской разведки(РГВА ф.38.
В октябре 1943 года снайперская команда полка проходила практическую стажировку в полосе 357-й стрелковой дивизии Красной Армии.
Примеры боевой, оперативно-служебной деятельности полка:
30 июня 1941 года гарнизон ж.д. ст. Великие Луки спас от уничтожения загоревшиеся в результате бомбардировки авиации противника 2 эшелона со снарядами, 1 эшелон с ГСМ, 1 эшелон с продовольствием, 1 эшелон с автомашинами, 1 эшелон с обмундированием, 4 платформы с авиамоторами, 5 платформ с самолётами.
08 июля 1941 года истребительная группа полка в районе ж.д.ст. Мартисово ликвидировала диверсионную группу противника, уничтожила 5 и взяла в плен 1 парашютистов.
10 июля 1941 года экипаж мотоброневагона бронепоезда № 53 находясь в окружении в р-не ж.д.ст. Дретунь обстрелял танковую часть, на аэродроме приземлившиеся самолеты противника, в результате обстрела уничтожил 7 танков и 4 самолета, с зенитной установки мотоброневагона сбил 2 самолета, израсходовав весь боезапас личный состав взорвал и сжег мотоброневагон.
09 сентября 1941 года гарнизон ж.д. моста р. Полометь – 405 км отбил атаку прорвавшегося противника на ж.д.мост.
С 16 по 18 октября до 14.00 часов 1941 года резервная рота полка в р-не дер. Янов охранявшая командный пункт командующего Калининского фронта генерал-полковника Конева отражала нападение противника на КП командующего.
31 марта 1942 года гарнизон «Допша» 1 батальона задержал экипаж немецкого транспортного самолета совершившего вынужденную посадку.
03 мая 1942 года военнослужащие гарнизона Медведево Калининской ж.д. задержали вооруженную уголовную группу численностью 16 человек, совершавших хищения грузов из вагонов под видом вооруженного караула по охране вагонов.
17 октября 1942 года гарнизон 3 роты в р-не ж.д.станции Фирово Калининской ж.д. задержал 8 диверсантов.
30 октября, 05 ноября 1942 года 5 рота полка задержала 7 диверсантов, при задержании изъяла 100 кг толу, 6 пистолетов, 2 револьвера, 100000 рублей, приказом по войскам НКВД по охране железных дорог от 24.11.1942 «О поощрении военнослужащих 53 полка за поимку парашютистов – диверсантов» 4 военнослужащим роты объявлена «Благодарность».
23 апреля 1943 года гарнизон ж.д.моста р. Грустенка задержал агента немецкой разведки.
09 июня 1943 года гарнизон ж.д.моста р. Жукона задержал агента немецкой разведки.
18 февраля 1944 года гарнизон по охране водокачки на ж.д.ст. Фирово (50 км Калининской ж.д.) 3 роты сбил 1 немецкий самолет.
Архив 53-го полка в военное время – в РГВА: ф. 38342.
-
- Всего сообщений: 2
- Зарегистрирован: 19.03.2023
Re: вч 3375 в Лефортово
В составе 53-го полка войск НКВД был приписан так же бронепоезд N53 (БЕПО-53). Находился он, на ж.д. станции г. Великие Луки. 23 июня 1941 года командир полка получил директиву начальника войск НКВД, регламентировавшую порядок использования бронепоездов в новых условиях. На четвертый день войны под командованием капитана А. Д. Джахиева и политрука В. Полюсука бронепоезд № 53 направили на Западный фронт.
Основной задачей для него определялось оказание огневой поддержки оборонявшимся стрелковым частям. Бронепоезд № 53 должен был прикрывать Полоцкий железнодорожный
В этот период бронепоезд и его мотоброневагоны выполняли задачи по артиллерийской поддержке своих войск, огневые налеты по врагу, сопровождение эшелонов, охрана железнодорожных сооружений, борьба с десантами противника, уничтожение диверсионных групп и т.п.
Бронепоезда состоявшие тогда на вооружении НКВД состояли в основном из двух мотоброневагонов и бронепаровоза между ними.
На дальние расстояния мотоброневагоны передвигались в составе бронепоезда, а при выполнении боевых заданий могли передвигаться автономно.
Основную массу мотоброневагонов составляла серия Д-2, изготавливавшихся специально для НКВД имевших на вооружении каждый по две 76,2-мм пушек образца 1902/1930 года, установленных по одной в башне, и шести пулеметов «Максим», два из которых находились в башнях, четыре на бортах. Экипаж каждого броневагона состоял из 24 человек. На башнях броневагонов располагались зенитные установки : одна счетверенная и одна спаренная 7,62-мм пулеметов Максима.
В разгар боев за Полоцк, когда накал боев в Полоцком укрепленном районе уже несколько дней подряд был на пределе, советское командование в качестве резерва (а резервов тогда практически не было) направило к Полоцку два мотоброневагона НКВД, ранее располагавшиеся на Калининской железной дороге.
10 июля 1941 года экипаж двух мотоброневагона бронепоезда № 53 находясь в окружении в р-не ж.д.ст. Дретунь обстрелял танковую часть, на аэродроме приземлившиеся самолеты противника, в результате обстрела уничтожил 7 танков и 4 самолета, с зенитной установки мотоброневагона сбил 2 самолета, израсходовав весь боезапас личный состав взорвал и сжег мотоброневагон.
Последовали пять месяцев непрерывных боев.
22-23 ноября 1941 года экипаж бронепоезда 53 выдержал тяжелейший поединок с немецкими танками под Солнечногорском.
22 ноября в 16.00 часов бронепоезд находился на ст. Покровка. Связавшись по селектору со ст. Подсолнечная, капитан Джахиев узнаёт, что станция и Ленинградское шоссе, по которому двигались наши войска, находятся под обстрелом немецкой артиллерии. Поезд на полной скорости двинулся к ст. Подсолнечная. Когда поезд подошёл к Солнечногорску, Джахиев увидел, что с юго-запада к железной дороге движутся немецкие танки и, ведя огонь с хода, держат под обстрелом. Бронепоезд № 53 вступает в бой. Умело маневрируя, бронепоезд около двух часов вел артиллерийскую дуэль с танками и прикрывал отход своих войск на новые позиции.
Несколько танковых снарядов врага пробили броню бронепоезда. Был пробит паровозный тендер. Произошла большая утечка воды. К 19 часам 22 ноября бой затих. Бронепоезд подбив три танка противника и уничтожив пулеметным огнем выскочившие из горящих танков экипажи, бронепоезд отходит к станции. Немцы остались на ночь в районе нынешней туббольницы. Захватить с ходу Солнечногорск фашистам не удалось. Личному составу бронепоезда с ремонтом помогают гражданские железнодорожники. Расчистив пути, в полночь бронепоезд отходит к станции Поварово. Приняв там десант – пулемётный батальон, поезд снова держит путь на Подсолнечную. Там пулеметчики с ходу занимают огневые позиции. Им предстоит трудная схватка с противником.
Ночь прошла относительно спокойно.Ночь прошла относительно спокойно.
Наступило утро 23 ноября, воскресенье. Как писал К. Куркин, оставленный в городе в качестве подпольщика, в городе было тихо. Горожане по карточкам получали хлеб и другие продукты. Со станции ушел последний эшелон эвакуируемого завода имени Лепсе.
Около 12 часов дня снова послышались орудийные залпы, свист мин, стрельба из пулеметов и автоматов. Немецкие танки, ведя непрерывный огонь, от туббольницы двинулись к железной дороге, туда, где насыпь сравнивается с обочинами (ныне район СЭМЗ). Бронепоезд № 53 пытался преградить им путь, но вновь получил серьёзные повреждения и отошел к станции. Около 15 часов фашистские танки перешли через полотно железной дороги и вышли на Ленинградское шоссе.
После этого боя поезд отходит в тыл. На перегоне Подсолнечная – Поварово состоялась вторая артиллерийская дуэль бронепоезда с большой группой танков. Танки пытаются обогнать бронепоезд, выйти на железнодорожное полотно, разрушить путь. Но бронепоезд, пробивая себе путь огнём, выходит из зоны огня танков и прорывается к Москве.Это был единственный случай за всю войну , когда бронепоезд , без поддержки танков и пехоты вступил в бой с вражескими танками и вышел победителем.
Сам бронепоезд получил три десятка крупных и более сотни небольших пробоин.Командующий Московским военным округом и Московской зоной обороны генерал Артемьев П.А. дал высокую оценку действиям бронепоезда. Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены: командир бронепоезда Джахиев А.Д., комиссар Полюсук В.П., его заместитель Кривошеев Г.Н., секретарь парторганизации Смирнов Н.М. и другие.
После ремонта бронепоезд № 53 участвовал в советском контрнаступлении под Москвой, а затем получил направление на Кубань.
Бронепоезд №53, по воспоминаниям оставшихся в живых членов его экипажа, беспрестанно отбивал воздушные атаки. На станции Кущевской он отразил два немецких массированных налета. В дальнейшем боевой состав 53-го бронепоезда участвовал в битве за Кавказ.
Основной задачей для него определялось оказание огневой поддержки оборонявшимся стрелковым частям. Бронепоезд № 53 должен был прикрывать Полоцкий железнодорожный
В этот период бронепоезд и его мотоброневагоны выполняли задачи по артиллерийской поддержке своих войск, огневые налеты по врагу, сопровождение эшелонов, охрана железнодорожных сооружений, борьба с десантами противника, уничтожение диверсионных групп и т.п.
Бронепоезда состоявшие тогда на вооружении НКВД состояли в основном из двух мотоброневагонов и бронепаровоза между ними.
На дальние расстояния мотоброневагоны передвигались в составе бронепоезда, а при выполнении боевых заданий могли передвигаться автономно.
Основную массу мотоброневагонов составляла серия Д-2, изготавливавшихся специально для НКВД имевших на вооружении каждый по две 76,2-мм пушек образца 1902/1930 года, установленных по одной в башне, и шести пулеметов «Максим», два из которых находились в башнях, четыре на бортах. Экипаж каждого броневагона состоял из 24 человек. На башнях броневагонов располагались зенитные установки : одна счетверенная и одна спаренная 7,62-мм пулеметов Максима.
В разгар боев за Полоцк, когда накал боев в Полоцком укрепленном районе уже несколько дней подряд был на пределе, советское командование в качестве резерва (а резервов тогда практически не было) направило к Полоцку два мотоброневагона НКВД, ранее располагавшиеся на Калининской железной дороге.
10 июля 1941 года экипаж двух мотоброневагона бронепоезда № 53 находясь в окружении в р-не ж.д.ст. Дретунь обстрелял танковую часть, на аэродроме приземлившиеся самолеты противника, в результате обстрела уничтожил 7 танков и 4 самолета, с зенитной установки мотоброневагона сбил 2 самолета, израсходовав весь боезапас личный состав взорвал и сжег мотоброневагон.
Последовали пять месяцев непрерывных боев.
22-23 ноября 1941 года экипаж бронепоезда 53 выдержал тяжелейший поединок с немецкими танками под Солнечногорском.
22 ноября в 16.00 часов бронепоезд находился на ст. Покровка. Связавшись по селектору со ст. Подсолнечная, капитан Джахиев узнаёт, что станция и Ленинградское шоссе, по которому двигались наши войска, находятся под обстрелом немецкой артиллерии. Поезд на полной скорости двинулся к ст. Подсолнечная. Когда поезд подошёл к Солнечногорску, Джахиев увидел, что с юго-запада к железной дороге движутся немецкие танки и, ведя огонь с хода, держат под обстрелом. Бронепоезд № 53 вступает в бой. Умело маневрируя, бронепоезд около двух часов вел артиллерийскую дуэль с танками и прикрывал отход своих войск на новые позиции.
Несколько танковых снарядов врага пробили броню бронепоезда. Был пробит паровозный тендер. Произошла большая утечка воды. К 19 часам 22 ноября бой затих. Бронепоезд подбив три танка противника и уничтожив пулеметным огнем выскочившие из горящих танков экипажи, бронепоезд отходит к станции. Немцы остались на ночь в районе нынешней туббольницы. Захватить с ходу Солнечногорск фашистам не удалось. Личному составу бронепоезда с ремонтом помогают гражданские железнодорожники. Расчистив пути, в полночь бронепоезд отходит к станции Поварово. Приняв там десант – пулемётный батальон, поезд снова держит путь на Подсолнечную. Там пулеметчики с ходу занимают огневые позиции. Им предстоит трудная схватка с противником.
Ночь прошла относительно спокойно.Ночь прошла относительно спокойно.
Наступило утро 23 ноября, воскресенье. Как писал К. Куркин, оставленный в городе в качестве подпольщика, в городе было тихо. Горожане по карточкам получали хлеб и другие продукты. Со станции ушел последний эшелон эвакуируемого завода имени Лепсе.
Около 12 часов дня снова послышались орудийные залпы, свист мин, стрельба из пулеметов и автоматов. Немецкие танки, ведя непрерывный огонь, от туббольницы двинулись к железной дороге, туда, где насыпь сравнивается с обочинами (ныне район СЭМЗ). Бронепоезд № 53 пытался преградить им путь, но вновь получил серьёзные повреждения и отошел к станции. Около 15 часов фашистские танки перешли через полотно железной дороги и вышли на Ленинградское шоссе.
После этого боя поезд отходит в тыл. На перегоне Подсолнечная – Поварово состоялась вторая артиллерийская дуэль бронепоезда с большой группой танков. Танки пытаются обогнать бронепоезд, выйти на железнодорожное полотно, разрушить путь. Но бронепоезд, пробивая себе путь огнём, выходит из зоны огня танков и прорывается к Москве.Это был единственный случай за всю войну , когда бронепоезд , без поддержки танков и пехоты вступил в бой с вражескими танками и вышел победителем.
Сам бронепоезд получил три десятка крупных и более сотни небольших пробоин.Командующий Московским военным округом и Московской зоной обороны генерал Артемьев П.А. дал высокую оценку действиям бронепоезда. Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены: командир бронепоезда Джахиев А.Д., комиссар Полюсук В.П., его заместитель Кривошеев Г.Н., секретарь парторганизации Смирнов Н.М. и другие.
После ремонта бронепоезд № 53 участвовал в советском контрнаступлении под Москвой, а затем получил направление на Кубань.
Бронепоезд №53, по воспоминаниям оставшихся в живых членов его экипажа, беспрестанно отбивал воздушные атаки. На станции Кущевской он отразил два немецких массированных налета. В дальнейшем боевой состав 53-го бронепоезда участвовал в битве за Кавказ.